В этой статье мы разберём причины суицидального поведения и способы их коррекции
Что же включает понятие суицидальное поведение? Это определенный образ мышления и модели поведения, направленные на лишения себя жизни.
Суицидальному поведению предшествует определённый эмоциональный опыт. И он, как правило, неблагоприятный. Существуют некоторые дисфункциональные модели взаимодействия семьи, в результате которых накапливается этот негативный опыт. Из этого следует, что бесполезно отговаривать человека от суицида, не предлагая ничего взамен, а тем более стыдить его за это, или призывать к чувству вины, тем самым усугубляя уже имеющиеся тяжёлые переживания.
Главное, что мы можем сделать в работе с суицидальным поведением, в первую очередь, это увидеть его, и принять тот факт, что это уже есть, тк родители порой отрицают наличие проблемы, как будто не веря в серьёзность ситуации, тем самым обесценивая ещё больше переживания ребенка, транслируя ему: твои проблемы не значимы. Так работает дисфункциональная модель взаимоотношений. Следовательно, первый шаг, который необходимо сделать навстречу такому подростку, это увидеть его боль, тот тупик, в котором он оказался, даже если нам он таковым не кажется. Это называется безусловное позитивное принятие, он же базовый принцип коммуникации с ребёнком. Если он соблюдён, то ребёнок может доверять свои сложности и проблемы родителю. А это уже само по себе является предотвращающим суицидальное поведение фактором.
Как вы уже понимаете, основная часть работы ведётся с родителями. Так как ребёнок — часть семейной системы, он же индикатор благополучия этой системы. И опосредованно воздействуя на звенья системы, мы решаем возникшую проблему. Ещё раз повторюсь, ребенок чувствует выраженный дискомфорт, находясь в этой системе. Именно поэтому становится понятно, почему не работают уговоры, это как будто мы уговариваем его ещё потерпеть этот дискомфот. А он оттого и выбирает суицидальное поведение, что слишком долго терпел и уже не осталось сил.
Все модели поведения, как базовые настройки, мы усваиваем в семье. И дальше используем эти инструменты всю последующую жизнь в социуме. Так часто бывает, что именно в детских коллективах, происходит то, что способствует суицидальному поведению. Следовательно, хочется думать, что причина в них, в других, но на самом деле причина в моделях взаимодействия с окружающими, в том, что этот ребенок транслирует окружающим, благодаря чему, они поступают именно так. Работа всё равно ведётся через семейную систему, тк паттерны коммуникации закладывались здесь, следовательно, менять и отрабатывать их нужно здесь же, чтобы дальше применять во взаимодействии с окружающим миром.
Если подросток демонстрирует суицидальное поведение, значит накопилось достаточно много тяжёлых чувств, эмоций, переживаний, которые он держит внутри и не знает другого способа, как с ними справиться. В своей семейной системе он усвоил, что эти переживания никому не нужны, не интересны, невыносимы, или их просто запрещено выражать. Это самый распространенный дисфункциональный паттерн, который приводит к накоплению у человека тяжёлого эмоционального опыта.
Конечно, без специализированной психотерапевтической помощи здесь не обойтись. Специалист работает как с подростком, так и с родителями, помогая увидеть эти модели поведения и скорректировать их. При необходимости, подростку назначается медикаментозное лечение в качестве поддерживающей терапии. Но одновременно с этим ведётся работа по выстраиванию взаимоотношений с собой и миром, отпускается тяжёлый эмоциональный опыт. Это длинная дорога, которая складывается в путь к себе, на которой с каждым шагом становится всё легче и комфортнее.
Врач- психотерапевт Шпак Екатерина Васильевна